Прочитав эту статью, Вы узнаете как помочь своему ребёнку выговаривать звук [Р], когда начинать учить его выговаривать, узнаете какие бывают причины и какие существуют эффективные способы устранения этой проблемы без логопеда
Содержание:

  1. Причины не выговаривания буквы Р
  2. Как поставить звук [Р] без логопедического вмешательства
  3. Упражнения на запуск звука [Р]
  4. Как провести автоматизацию звука [Р]

Причины не выговаривания буквы Р

Вы помните, когда Ваш малыш сказал первое слово? Когда начал говорить словами? Как Вы были рады в эти минуты? Все эти моменты пролетели у каждого в разное время.
И вот Вашему ребёнку скоро 5 лет. Вы понимаете, что уже необходимо формировать дикцию и развивать речь.
Всем взрослым известно, что самым трудным является звук [Р]. Помните нас в школе учили, что буквы мы читаем и пишем, а звуки – говорим и слышим?
Вот в этом весь секрет успеха – слышим! Значит можем повторить! Чем раньше начнём – тем лучше будем уметь.
Поверьте, не стоит отставлять обучение до 5-6 лет, а лучше ежедневно в увлекательной игре учить ребёнка правильному произношению.

логопедические_занятия_дома.jpg

Помните!
Не надо ждать, когда Ваш малыш начнёт изучать буквы, а регулярно тренируйте его мышцы гортани и язычка.Только ежедневные тренировки артикуляционного блока помогут Вашему малышу без помощи специалиста научиться выговаривать звук [Р].
Но даже если Вашему малышу уже 5 лет и он не произносит этот звук – не паникуйте!
Это лишь верный сигнал, что пора проводить ежедневные упражнения, которые помогут исправить нарушение.
Самым известным примером ошибки произношения является замена звука [Р] на Л или [Р']. Бывает ребёнок проглатывает этот звук. Ещё реже встречается горловое произношение буквы Р.
Такие ошибочные произношения Вы сможете легко исправить специальными упражнениями без специалиста.
Давайте рассмотрим все причины, чтобы знать как научить ребенка выговаривать Р и понять каким способом исправить ситуацию:

  1. Уздечко языка
    В идеале, эта маленькая перепонка под язычком к 6 годам должна быть длиной до и больше 8мм. Исправить эту причину можно с помощью индивидуальных, специальных упражнений или клиническим вмешательством – подрезанием в поликлинике.
    Но, эта процедура современными врачами не приветствуется. Они настаивают на специальных упражнениях для выговаривания буквы р.
  2. Неправильное звукопроизношение свистящих и шипящих звуков
    Если Вы сразу не исправили произношение у ребёнка замену одного звука  другим, то такая привычка просто переходит и на другие звуки: [Р- Л]. Теперь малыш сам выбирает, как легче сказать и повторяет слова с заменой услышанного звука.
    Но, если заменяет не звуком [Л], а каким-то другим, пропускает или проглатывает [Р], тогда специалисты фиксируют нарушение фонематического восприятия звука. Помогут специальные упражнения.
  3. Фонематический слух
    Специалисты считают, что фонематический слух у ребёнка окончательно формируется к 5 годам. Но, если Вы замечаете, что малыш уже в 2-3 года не всё слышит, а при повторении слова, подменяет или пропускает несколько звуков – срочно обратитесь к специалисту.
    В этом случае только специалист может определить конкретную причину: поражение ЦНС, отит, аденоиды.
    Теперь главное - как можно раньше обнаружить данную проблему и начать над ней работать!
  4. Артикуляционный аппарат ребёнка
    Язычок, щёчки и губки составляют артикуляционный аппарат ребёнка. А их недостаточное развитие может мешать правильному звукопроизношению. Причём проблема бывает и при слишком напряжённых мышцах (из-за гипертонуса), так и при малоподвижных (из-за гипотонуса). Решить эту проблему помогут упражнения для выговаривания буквы Р.
  5. Проблемы с поведением
    Бесспорно, если ребёнок имеет какие-либо отклонения от нормы в поведении - гиперактивный, тонически расслабленный или имеет синдром дефицита внимания – эти моменты тоже нужно учитывать перед тем, как научить ребенка выговаривать Р/
  6. Гортанный Р
    Этот звук возникает у ребёнка, когда он просто ленится.

Помните!
Гортанное Р исправляется очень трудно. Языковой звук от горлового отличить не все могут.Здесь приходится переучивать правильно произносить Р. Поэтому только логопед может выбрать упражнения для выговаривания буквы Р.

Как поставить звук [Р] без логопедического вмешательства

Для проведения развивающих занятий и упражнений с ребёнком, Вам необходимо подготовить зеркало и стол. Во время работы ребёнок должен сидеть прямо, постоянно видеть своё движение рта в зеркале. Всё как на занятии у профессионального логопеда.
Каждое занятие начинайте с артикуляционной гимнастики.
Затем - упражнения, которые учат выговаривать Р.
В конце занятия – упражнения на автоматизацию звука.
Теперь давайте определим правильную постановку артикуляционного аппарата при произношении буквы Р

Правильная_постановка_буквы_Р.png

Чтобы проверить эти речевые навыки у своего ребёнка, предложите ему
1) «прорычать». Пусть малыш попытается выговорить именно отдельный звук, а не слова с этим звуком
2) Потом пусть попробует повторить за Вами слова с одиночным звуком Р: ворона, трава, порядок.
Теперь Вы получили чёткое представление о речевом умении своего малыша выговаривать Р:
1.  Если не получается «рычать» - работы будет много;
2.  Если умеет «рычать», но в словах пока не получается произносить – тренируйтесь на слогах ра – ру – ро – ри – ор – ур – ир – ар.

специальные_упражнения_с_буквой_Р.png

Помните!

Вся работа над звуком [Р] должна проводиться в строгой последовательности по трём ступенькам:

 отдельно учим выговаривать сам звук – потом в слогах и словах – затем переходите к предложениям и скороговоркам.

 Не перепрыгивайте ступеньку, пока не получится закрепить один речевой навык.
Хотя сама техника выполнения на всех этапах проста, но быстро и сразу запомнить, как правильно выговаривать букву Р, никогда не требуйте от ребёнка.
Такова физиология: только постепенно специальные упражнения помогут развиться и укрепиться артикуляционному аппарату ребёнка. Ваша задача – набраться терпения и выполнять их ежедневно!
Секрет успеха!
Всегда старайтесь так организовать занятие, чтобы для малыша это была весёлая игра.
В начале занятия ежедневно проводите артикуляционную гимнастику.

артикуляционная_гимнастика.png

Эти лёгкие упражнения проводятся по 10-20 секунд. Они должны «разогреть» артикуляционный аппарат малыша.

Первые два занятия можно построить только на этих упражнениях.
В течении дня старайтесь повторить несколько раз отдельные задания.

Упражнения на запуск звука [Р]

На третьем занятии можете увеличить время занятия и усложнить упражнение «Грибочек».

упражнение_Моторчик_на_запуск_звука_Р.png

Это главное упражнение.
Пусть даже, выталкивая воздушную струю, ребёнок произнесёт непонятный звук.
Важно, чтобы онпочувствовал и запомнил как это: напряженный язычок и вибрирующий, расслабленный кончик. А момент, когда язычок заведётся обязательно наступит!
Это упражнение также повторяйте несколько раз в течении дня и постепенно переходите к самостоятельному звуку [Р].
Совет!
Чтобы однообразным повторениям ребёнок не начал сопротивляться, изменяйте сам сюжет занятия: придумывайте различные истории с индюшонком или цветочным лепестком, которые подружились с Весёлым язычком. Старайтесь постоянно озвучивать малейшие новые достижения своего ребёнка

Как провести автоматизацию звука [Р]

Если Вашему малышу от 2 до 5 лет и он уже выговаривает отдельно Р, Вам необходимо набраться терпения и продолжить терпеливо ежедневно учить соединять этот звук с остальными звуками.
Этот процесс-автоматизации звука [Р], специалисты считают самым важным и ответственным.
Вот примерный план продвижения в порядке увеличения сложности:

  1. Соединяйте звук [Р] с гласными и согласными.
    Специалисты обычно используют для отрабатывания звуки [Д] и [Т] и слоги – дра, дро, дру; - тра, тро, тру. Это могут быть отдельные слова с этими слогами или даже предложения/
  2. Уберите начальные звуки [Д] и [Т]
    Отработайте слова в которых встречаются слоги ра-ро-ру и затем ар-ор-ур.
    В этот период не спешите переходить к более сложным заданиям, пока у ребёнка не получится повторять слова с вибрацией.
  3. Учитесь выговаривать слова с Р вначале и к словам, которые начинаются на «тр».
  4. Проработайте слова с Р в середине и в конце слов.

слоги_с_Р.png

Одновременно постарайтесь показать различие между звуками [Р] и [Р'] при произношении:
- Когда звук мягкий, то язычок сильнее прижат к нёбу и расположен ближе к зубкам;
- Когда звук твёрдый – расслаблен и спрятан чуть-чуть глубже в ротике.
Пройдя все эти этапы, Вы сможете автоматизировать звук [Р] в речи своего ребёнка в домашних условиях.
Помните!
Специалисты заметили, что автоматизация каждого звука происходит в определённый срок. Сразу автоматизируются свистящие звуки, затем шипящие и только потом звук [Р].
Огромным толчком в развитии речи и формировании правильной дикции является изучение букв. Поэтому до 6 лет специалисты не назначают дополнительное лечение и не прибегают к сложным тренировкам.
Если Вы ежедневно будите проводить специальные упражнения, тогда все проблемы обязательно решаться без участия специалистов за несколько дней или месяцев.
Постоянно вблизи показывайте малышу, как Вы произносите этот звук. И никогда не запугивайте и не стращайте будущими сложностями в общении. Ведь Вы готовы с ними бороться? Тогда вперёд – к Победе!
Но если Вы замечаете серьёзные проблемы у ребёнка от 2 до 4 лет - тогда только индивидуальная консультация специалиста способна помочь решить проблему с произношнием звука [Р] и подсказать Вам, как правильно научить ребенка выговаривать букву Р.

Оцените материал
(1 Голосовать)

Оставить комментарий