Прочитав эту статью, Вы узнаете нормы развития речи ребёнка с рождения и до школы, поймёте взаимосвязь речи со всеми мыслительными операциями, будете уметь устранять зрительно – пространственные проблемы в развитии речи 6 летнего ребёнка.

Содержание:

  1. Раннее развитие речи
  2. Развитие речи у малыша от 1 до 2 лет
  3. Речевые умения в 3 года
  4. Развитие речи у ребёнка от 3 до 5 лет
  5. Речевая готовность ребёнка к школе

Раннее развитие речи

Уже с самых первых дней, даже просто пассивно слушая, малыш полностью поглощает всю информацию вокруг себя. Доказано, что в первый месяц, когда он кричит, чихает, произносит какие-то звуки, даже когда просто плачет - любая рефлекторная реакция с мимикой, жестами, различными манипуляциями закладывает основу будущей речевой деятельности вперёд на два года.
Одновременно с речевым развитием нужно проводить различныемассажирук, пальчиковые игры.

Учёными доказано, что разнообразные двигательные импульсы от пальцев рук оказывают плодотворное влияние на формирование «речевых» зон. Это потом положительно воздействует в целом на всю кору головного мозга. Поэтому Вам нужно постоянно помнить, что развитие пальчиков и ручек напрямую связано с развитием даже мышления. Это поможет Вашему ребёнку хорошо говорить, поможет в подготовке руки к письму.

kroshechnye_ruchki.jpg

На втором месяце малыш начинает гукать, радостно повизгивать, старается выразить интонацией свой гнев или протест.На 2-3 месяце жизни возникают звукигулениядля оживления общения, реакции плача и смеха. Дальше речь крошки обновляется звуками, которые он старается произносить интонировано и протяжно.
Четырёхмесячный ребенок старается длительнымгулениемпередать свои функциональные состояния.

В возрасте 5 месяцев малыш уже старается выразить различную интонацию во времягуления. Начинает прислушиваться к себе при вскрикиваниях и лепете, учится самоподражать.От малыша после 5 месяцев можно услышать чистый лепет с ритмическим рисунком речи.Сейчас с ребёнком полезно ежедневно проводить различные весёлые ритмичные речевые движения для развития слухового восприятия.

Пальчиковая зарядка для малыша.jpg

После 6 месяцев, когда малыш научится сидеть необходимо вводить небольшие занятия по 15-20 минут для развития мелкой моторики и учить малыша:

- рисовать пальчиками (пальчиковыми красками),
- лепить, шнуровать,
- наматывать нитки, нанизывать различные предметы,
- складывать пазлы, собирать мозаику, большой конструктор
- перебирать и пересыпать различные сыпучие материалы,
- развязывать и завязывать, застёгивать и расстёгивать кнопки, пуговицы, молнии, липучки
- группировать мелкие предметы по разным признакам одновременно.

 

Развитие_мелкой_моторики_у_малыша.jpg

 

С этого возраста малышу будет интересно смотреть пальчиковый театр.

Пальчиковый_театр.jpg

Все эти ежедневные действия взрослый должен стараться проговаривать, сопровождать стишками,потешками, прибаутками. У малыша с 7 месяцев появляется первоепсевдослово. Оно не имеет отношения к определённому предмету, а лишь служит для выражения его личных потребностей.

Когда малышу исполнится 8 месяцев, благодаря постоянному живому общению, он уже начинает понимать несколько слов взрослого человека, может узнавать голос близких людей, начинает реагировать на свое имя, старается прислушиваться к речи взрослых и внимательно наблюдает за их артикуляцией. Может найти взглядом нужный предмет или только указать взглядом на него.

Речь девятимесячного малыша уже достаточно развита. Он старается сам произносить короткие высказывания, а также с удовольствием повторяет все слова за взрослым.К 10-12 месяцам ребенок учится владеть интонацией, ритмом, мелодикой речи, учится произносить целенаправленно разные речевые звуки.

Дальше звуковое развитие речи замедляется на 3-4 месяца, однако количество слов в его активном запасе беспрерывно растёт.Так постепенно речь малыша приобретает словесную форму.В 1 год, как правило, он уже может говорить и понимать до 30 слов.

Развитие речи у ребёнка от 1 до 2 лет

До 1,5 года в жизни малыша происходит активное формирование связи между действиями и предметами. В этот время главная задача взрослого при выполнении любых действий всё движения с малышом проговаривать.

Развитие речи в 1.5 года.jpg

От 1г. 3 мес. до 1г. 6 мес. словарный запас малыша перестаёт расти. Здесь малыш учится понимать слоговую структуру, учится ритмично интонировать, осваивает однословные предложения.От 1г. 6 мес. до 2 лет происходит быстрый рост словарного запаса.Малыш старается выговорить двух- и трехсложные слова, а когда он свободно овладеет 50-80 словами, тогда появляются первые фразы.К 2 годам речевой запас ребёнка имеет 250-300 слов.

Речевые умения в 3 года

От 2 лет до 2лет и 2 мес. в речи ребёнка очень интересен тем, что приходит время словотворения, появляются целые предложения, новые слова. Малыш активно передаёт услышанное, сам пробует описать предмет, человека, действия, старается выразить своё переживание, эмоцию.
Сильный скачок в развитии речи малыша происходит от 2г.3 месяцев до 3 лет – он учится самостоятельно строить целые предложения из 3-4 слов, называя свои действия.Ещё один очень интересный момент – малыш начинает разговаривать с любимой игрушкой, учится общаться с другими детьми, постепенно включается в игру.
Но общение с взрослыми ещё остаётся самым главным!

 

Важное достижение: уже можно попытаться вспомнить с ним знакомые события из прошлого. После 2,5 лет ребёнок может уже понимать смысл рассказов взрослого без личного опыта, но имеющего знакомые элементы.
С 3 лет ребёнок может давать полные ответы с движением, действиями. Его речь постепенно становится связанной, а поведение начинает подчиняется требованиям взрослого.

Развитие речи у ребёнка от 3 до 5 лет

Этот возрастной период ничем не уступает - словарный ребёнка продолжает также активно расширяться, то есть пополняется примерно ежемесячно на 100 слов.Учёными подсчитано, что взрослый человек в повседневном общении использует приблизительно 3-4 тысячи слов. Также подсчитано, что трёхлетний человечек уже может использовать 1,5 – 2 тысячи слов, хотя ещё кое-где пропускает или заменяет звуки, переставляет слоги и даже сокращает слова.
Все события он соотносит с настоящим временем, о прошлом и будущем времени рассуждает пока с трудом. Так же трудно ему ещё разделять слова на части, устанавливать в слове последовательность звуков.

Дошкольник от 4 до 5 лет старается разобраться в абстрактных понятиях: счастье, любовь, справедливость, нежность. Постоянно пытается разобраться в различных значениях слов, их происхождении. Поэтому возникает масса вопросов и вы должны быть к этому готовы!

Развитие речи и вопросы ребенка.png

Только концу этого возраста дошкольник уже может точно обозначать прошлое и будущее, учится пересказывать сказки, описывать картинки.А главное - он может особенно быстро запоминать буквы и легко научиться их читать.

Речевая готовность ребёнка к школе

От 6 до 7 лет для ребёнка самый ответственный период. Активно продолжает расширяться и обогащаться его словарный запас, появляются обобщения, систематизируются ранее полученные знания. Он может уметь читать, составлять слова из звуков, находить заданный звук. В это время могут появиться небольшие проблемы зрительно-пространственного характера:

- путает левую и правую стороны;
- изображает зеркально буквы;
- пытается писать, читать и решать примеры справа налево;
- тяжело понимает пространственные отношения;
- есть нарушениязвукопроизношения.

Помните, что эти проблемы решаются с помощью развития мелкой (пальчиковой) моторики.Как это ни парадоксально, но развивая руку, происходит развитие мозга! Для дальнейшего успешного обучения в школе ребёнку необходимо научиться:

- пересказывать эмоционально небольшие рассказы;
- раскладывать картинки по порядку следования сюжета сказки;
- составлять строить рассказ на заданную тему;
- описывать картинку;
- самостоятельно сочинять сказку или небольшой рассказ.

Поймите, без Вашей активной помощи и поддержки самому ребёнку очень сложно постичь все тонкости развития речи. Поэтому самая главная и первостепенная Ваша задача - помочь своему ребёнку в освоении всех речевых навыков для более полного познания окружающего мира.

Оцените материал
(2 голосов)

Оставить комментарий