Прочитав эту статью, Вы увидите, чем отличается методика обучения чтению Н. Зайцева от других методик, познакомитесь с этапами обучения по этой системе, найдете полезную информацию о самых главных ее достоинствах, узнаете, как организовать самостоятельно дома занятие по обучению чтению по методике Зайцева.
Содержание

Развитие ребенка по системе Н. Зайцева

В наше время о кубиках Зайцева знает каждый взрослый. Впервые о ней заговорили в 1984 году. С того времени ее популярность постоянно растет.

дети_строят.png

Возможно, Вам будет интересно узнать, что ее автор – Николай Александрович Зайцев – известный педагог-новатор, вначале своей карьеры специализировался на английской филологии. Затем преподавал во многих детских учреждениях, где получил огромный опыт работы с детьми. Благодаря собственным наблюдениям и практической деятельности он пришел к созданию собственной методики для обучения чтению детей.
Вот, что он сам говорит о своей методике

Помните!
Сам Николай Зайцев рекомендует использовать эту методику обучения чтению с ребенком от 2 лет
Во всем мире до появления кубиков Зайцева было две уникальные системы обучения чтению: по Доману и по Монтессори.
Если сравнить методику Зайцева и методику Гелена Домана, тогда стоит сразу сказать, что она намного проще. Здесь нет карточек со словами, которые необходимо показывать малышу каждые полчаса.

методика_домана.png

Если сравнить с методикой Марии Монтессори – тоже большим плюсом будет ее общедоступность и простота. Здесь не нужно создавать специальную комнату или открывать целый детский сад – достаточно иметь только кубики и таблицы.

методика_монтессори.png

Возможно, Вам будет интересно узнать, что Николай Зайцев сделал новые открытия не только в обучении чтению. Он так же разработал свою методику обучения письму, счету и даже английскому языку.

методики_зайцева.png

ИТОГ:
Сам игровой формат и хорошая классификация складов помогают ребенку быстро их заучить.

Что входит в комплект о обучению чтения по методике Н. Зайцева

Как уже было сказано выше, для работы по обучению чтению в этой методике используются специальные кубики, таблицы и складовые картинки.

набор_кубиков_зайцева.png


Кубиков всего 54 штуки. Они различаются не только цветом и размером, а еще весом и внутренним наполнением (железки, деревяшки), который помогает ребенку услышать определенные звуки (звон, стук, шум). Из-за различной смысловой нагрузки все они легко раскладываются на 12 групп:

  1. Золотые – большие
  2.  – маленькие
  3. Железные большие
  4. - большой двойной
  5. - маленькие
  6.  – двойной маленький
  7. Деревянные большие
  8. – большие двойные
  9. – маленькие
  10. - маленькие двойные
  11.  Железно-деревянный
  12. Бело-зеленые (знаки препинания)

Именно благодаря такому своему разнообразию кубики Зайцева включают в работу различные органы чувств, помогают образованию новых ассоциаций, что облегчает сам процесс запоминания новой информации ребенком.
Автор разделил все кубики на три группы и дал каждой из них условное название: «Золотые», «Железные», «Деревянные».
«Золотые» - для нас, для взрослых это «Гласные»
«Железные» - это «Звонкие согласные»
«Деревянные» - это «Глухие согласные»
Размеры кубиков тоже играют роль: большой кубик – это твердый звук, маленький кубик – это мягкий звук.
Вся азбука спрятана в 40 кубиков, которые ребенок должен запомнить. И плюс еще 12.
Если Вы внимательно посмотрите на название кубиков, то заметите, что в названиях есть слово «двойной». Таких кубиков всего шесть.
В объяснение слово «двойной» Н. Зайцев вложил различие между произношением и написанием. 

Кубики_йотированные.png

Помните!
Главной особенностью методики Н. Зайцева является обучение чтению в форме пения увиденных букв и складов на любой мотив известной ребенку песни
Таблиц к кубикам в комплекте дается только три. На них показываются плоскостные изображения всех кубиков, но в определенном порядке.

набор_таблиц_зайцева.png

Помните!
Таблицы автор рекомендует размешать на стене достаточно высоко, чтобы ребенок поднимал голову. Поэтому они должны обязательно находится по нижнему краю на 160-170см от пола
Вначале это немного не привычно. Но для удобства показа интересующего места на таблицах нужна будет указка на 1,5 м.
Взрослый, показывая слоги по таблице, дает образец их пропевания и одновременно учит малыша перескакивать глазками на следующий слог в ряду и с переходом на нижний ряд.
Первая и третья похожи между собой по порядку размещения слогов.
По первой таблице ребенок знакомится с порядком слогов по системе «звонкие-глухие».
Возможно, Вы заметите, что в этой таблице вверху есть математические цифры и знаки, а внизу- знаки пунктуации.
В третьей таблице – «твердые-мягкие». Причем их тут всего 246.
Помните!
Эти единицы чтения благодаря новаторству Н Зайцева также называются акустические и произносительные
Особое внимание необходимо будет уделить второй таблице. Здесь разными шрифтами размещены пять алфавитных блоков. В каждом из них даются буквы и их названия.

Складовые картинки, входящие в комплект, состоят из картинок, на которых изображен один предмет и надпись сверху – как этот предмет называется, но печатными буквами. Новинкой является тот момент, что с обратной стороны ребенок может увидеть только одну надпись, но уже без картинки.

набор_слоговые_картинки_зайцева.png

Помните!
Черным жирным шрифтом на складовых картинках выделены ударные слоги
Для удобства и облегчения запоминания материала сами складовые картинки собраны по темам, которые очень близки каждому малышу: «Что вокруг меня растет», «Детский мир».
Возможно, Вам понравится, что для развития наглядно-образного мышления не все складовые картинки в комплекте цветные. Есть и силуэтные картинки, которые подталкивают ребенка к анализу и дают место его наблюдательности.
ИТОГ:
Благодаря доступности подобранного материала и интересной подаче складов в игровой форме есть опыт, когда пятилетний ребенок самостоятельно начал читать на пятом занятии

Последовательность обучения чтению по методике Н. Зайцева

Стоит сразу сказать, что с кубиками Зайцева автор и его приемники рекомендуют начинать работать с ребенком, который вообще не знает букв и звукобуквенного анализа или знает, но очень слабо.
Само занятие по обучению чтению начинается с выкладывания на стол перед ребенком всех кубиков. Заранее необходимо только повесить таблицы на стену повыше для профилактики нарушения осанки и зрения у ребенка. Ниже, под таблицами, необходимо разместить любую полочку на которую будут выставляться собранные слова.
Помните!
Все обучение чтению с помощью кубиков Зайцева делится на четыре этапа

  1. Подготовительный

Его цель: привлечь внимание ребенка к кубикам Зайцева и таблицам на стене.
С этими заданиями может легко справиться ребенок, который посещает вторую младшую группу в детском саду.
Вначале познакомьте малыша с каждым кубиком – научите его пропевать.
Как это делать смотрите в этом видеоматериале

Обычно на прохождение этого этапа ребенку достаточно 5 занятий, на которых он должен увидеть и повторить движения взрослого для того, чтобы составить свое первое слово, которое ему хочется или из складовой карточки.

Если Вы заметили по своему ребенку, что у него начали скоординировано работать все анализаторы, малыш почувствовал звуковую сторону речи и у него проснулся интерес к обучению – можете смело переходить на второй этап

      2. Основной
Его цель: научить ребенка самостоятельно выкладывать слова из кубиков Зайцева, уметь их читать, выделять голосом длину слова, ударение в слове.
С заданиями основного этапа легко может справиться ребенок, посещающий среднюю группу в детском саду.
Теперь проводится работа по углубленному знакомству с каждым кубиком с пропеванием и ритмичными движениями.
Объясните ребенку, что все кубики должны стоять рядом – только тогда считается, что он сложил слово.
Ваша задача постепенно показать малышу все 246 складов в словах. Начинайте с самых простых. Пропевая буквы и слоги, складывайте слово и затем попросите своего малыша повторить Ваши действия.
В этом видеоматериале специалист показывает как сложить слово «ма-ма»


Помните!

В сознании ребенка вначале должен соединиться предмет со словом и плюс буквенное обозначение
Особое внимание необходимо уделить понятиям «Ударение» и «Большая буква».

Обычно на прохождение основного этапа достаточно 15 занятий. Не торопите ребенка! Дайте новым знаниям укорениться. По времени на прохождение 15 занятий должно быть затрачено примерно полтора месяца.
Вся поступающая информация должна включить в голове у ребенка пять систем:
1) Активизировать нервные клетки
2) Включить их в работу
3) Сформировать оптико-пространственную связь
4) Слухо-зрительно-моторную связь
5) Слухо-кинестетическую связь
Помните!
За этот период в голове малыша должны активизироваться максимальное количество мозговых центров, задействоваться все основные отделы мозга
Для Вас показателем успешного прохождения этого этапа должна быть высокая мотивация самого ребенка, которая помогает ему справиться со свей нагрузкой

         3. Закрепляющий
Его цель: научить ребенка выкладывать из кубиков Зайцева маленькие фразы, уметь их читать, закрепить понятия «Большая буква», «Точка», «Запятая», показать и научить чертить изученные буквы на листочке или доске, карандашом или мелом.
С заданиями этого этапа легко может справиться ребенок, посещающий подготовительную группу в детском саду.

детский_сад_по__зайцеву.png

Помните!
Для успешного усвоения этих заданий ребенку потребуется приблизительно 2 месяца. Но для доведения этих навыков до автоматизма – еще до 6 месяцев.
Показателям полного усвоения всего материала из этого этапа ребенку не нужны больше ни кубики, ни таблицы.
Специалисты рекомендуют все же оставит таблицы перед глазами ребенка для того, чтобы он мог уточнить, в чем засомневался или проконтролировать себя самостоятельно.
Помните!
Дальше обучение чтению продолжается по пособию Н. Зайцева «Пишу красиво»

       4. Итоговый
Если у ребенка нет определенных речевых отклонений, требующих работы с дефектологом или других нарушений, тогда с ним можно подводить итоги.
Цель этого этапа: научить ребенка писать печатными буквами в тетрадке в клеточку маленькие диктанты, показать, как правильно списывать, закрепить знания по знакам препинания, отработать интонацию. К концу обучения - учить беглому чтению, познакомить с базовыми правилами написания слов.

письмо_по__зайцеву.png

 Итог:
Как правило, эти вопросы с ребенком уже рассматриваются в 1 классе по школьной программе, но возможно и во второй половине выпускной группы в детском саду.

Больше информации, касающейся рекомендаций ведущих специалистов по различным вопросам правильной организации и проведения подготовки ребенка к школе – читайте в разделе «Обучение»

Оцените материал
(1 Голосовать)

Оставить комментарий