2девочка_читает_с_родителями.jpg

Вы заметили, что все дети между собой абсолютно разные, что каждый из них совершенно по разному воспринимает различную информацию? К каждому нужен свой особый, индивидуальный подход, а значит своя особенная методика обучения чтению. Давайте выбирать.

Содержание:

  1. Способы обучения чтению
  2. Всемирноизвестные методики обучения чтению
  3. Современные направления в обучении чтению

Способы обучения чтению

Знаете ли вы, что каждый учит читать по-разному? Хотя методики применяют разные, но каждая рассчитана на ребёнка и учит чтению определённым способом. Все способы делятся на четыре группы:

  • Первая

Результат даёт мгновенный. Это происходит, когда малышу показывают целые слова, их написание он должен только запомнить. Вся нагрузка идёт на зрительную и слуховую память. Ярким примером этой группы может быть методика Глена Домана.

  • Вторая

Требует большей затраты времени. Ребёнку показывают слоги. Он должен их только заучить. Главная нагрузка даётся на образную, словесно-логическую и эмоциональную память. На этом основана методика Николая Зайцева.

  • Третья

Требует наблюдательности, терпения. Выбирая этот путь, Вам необходимо будет научить слышать звук в слове и уметь соотнести его с нужной буквой. В дальнейшем это даст грамотное письмо. Главная нагрузка приходится на словесно-логическую образную и сенсорную память. Примером служит методика Натальи Жуковой.

  • Четвёртая

Известна почти каждому из детства, когда нам вначале показывали букву, давали ей название, а потом учили её складывать с другими. Это аналитико-синтетический подход. Вспомните, как было в школе: «эм» и «а» - получим «ма»? Здесь применяется метод из системы Эльконина-Давыдова с расчётом на дошкольника, который уже может анализировать полученные знания.

Всемирно известные методики обучения чтению

Человек постоянно совершенствует уже доказанные и проверенные методики. Народная мудрость не зря подметила: «Всё новое – это хорошо забытое старое». Но есть методики, проверенные временем. Их помнят, ценят уже не одно поколение. Они составляют основу обучения чтению.

3_М_Монтессори_учит_читать.jpeg

  • Методика обучения чтению Марии Монтессори (1870-1952)

Была разработана в прошлом веке в Италии, но очень актуальна и сейчас. Она не предъявляет никаких возрастных требований, строится на понимании самого мира ребёнка. Из своих наблюдений Мария Монтессори сделала вывод, что ребёнку легче и проще сначала нарисовать букву (причём прописную, а не печатную), а потом научиться её читать. Её методика полностью направлена на развитие аналитического мышления и логики. Она учит сразу чтению самостоятельно про себя, но больше подходит для работы с группой детей в детском саду из-за необходимости использовать большое количество разнообразных, не повторных пособий и материалов.

Алгоритм обучения чтению по Монтессори состоит из следующих этапов:

1. Подготовка руки – штрихование, обводка буквы.

Дети любят создавать различные линии, с увлечением могут длительное время заниматься этой работой.

2. Тактильный этап.

Позволяет пощупать и почувствовать букву. Это дополнительно даёт дополнительно сенсорное развитие.

3. Составление слов.

Начинается сразу, как только малышу станут известны 3-4 буквы, а дальше доставляются новые из подвижного алфавита

4. Написание слов.

Происходит у каждого по-своему:

- кому-то из детей вначале нравится просто ощупывать буквы, составлять слова, а когда это уже выполняется легко и быстро, переходят к их письму;

- кому-то больше нравится просто писать буквы: вначале прописные, а только потом, когда хорошо их запомнят, переходят к написанию печатных.

5. Чтение.

Вместе с развитием навыка письма идёт формирование навыка чтения. Ребёнок, составивший слово из подвижной азбуки сразу начинает его читать, а потом составляет даже целые предложения.

  • Методика обучения чтению Глена Домана (1919-2013)

4Глен_Доман_с_детьми.jpg

Была создана в США. Так обучают детей практически от 1 года. Данная методика способствует:

  • интенсивному интеллектуальному развитию;
  • развивает удивительную память, высокую скорость мышления;
  • создаёт постоянный активный интерес к обучению.

Занятия проходят ежедневно, продолжительностью несколько минут, но не чаще 1 раза за 30 минут. Так учат читать целыми словами, а роль взрослого быстро показывать и озвучивать специальные карточки. Даже мама может быть первым учителем! Специалисты утверждают, что развитие ребёнка по такой схеме позволяет ему опережать сверстников, а навык чтения будет заметен после 6-12 месяцев обучения.

  • Методика обучения чтению Николая Александровича Зайцева (1939-1965)

5_Николай_Зайцев.jpg

Была создана в СССР и рассчитана на обучение ребёнка от двух лет. Она основана на обучении чтению по слогам. Причём слоги уже разгруппированы, собраны в специальные кубики. Результат работы заметен после несколько получасовых занятий, дети 6-7 лет начинают читать на втором – третьем занятии. Для закрепления полученных знаний даются различные игры с кубиками в свободное время.

Современные направления в обучении чтению

К всемирно известным именам заслуженных педагогов постоянно добавляются новые фамилии. Во многом это заслуга нашего компьютерного века, когда любой малыш уже с первыми шагами легко осваивает достаточно большой объём сложной информации.

В мир пришли новые дети со своими потребностями, но со старыми возможностями. Невозможно загрузить в ребёнка всю азбуку за короткий промежуток времени – ему обязательно нужно ещё не только познакомиться, но и привыкнуть к новой информации, научиться её применять, строить различные логические цепочки. Ведь никто на Земле не родился говорящим, лишь только постепенно становился на ноги, впитывая знания из окружающего мира.

Вот новые разработки:

  • Методика Вячеслава Воскобовича построена на заучивании слогов с 3-4 летним малышом методом сложения букв.

Metodika_obucheniya_chteniyu._Voskobovich-min_1289x859.jpg

Хотя сам автор по образованию инженер-физик, но разработал более 40 развивающих пособий. Разработанное им пособие «Складушки» в виде игры помогает малышу самому сложить городок Складинск. Всё обучение строится на составлении и пропевании слогов. Ребёнку нужно научиться правильно показывать нужный слог, уметь составить с ним слово. Этот метод хорошо использовать в группах по 5-7 человек, закрепляя полученные навыки по специальной общей таблице. Автор доказал, что используя его методику 2 раза в неделю по 30 минут, можно научить читать трёхлетнего малыша за 5-6 месяцев, а шестилетнего за месяц.

  • Методика Евгения Чаплыгина основана на его разработке кубиков «Читаю легко» методом сложения букв.

Обучение_чтению._Чаплыгин.jpg

Автор по образованию педагог и отец троих детей гарантирует результат уже с первых занятий. Свою методику он предлагает использовать с детьми от 3 лет. Причём для работы абсолютно не важен уровень подготовки взрослого, а достаточно изучить «Книжку - шпаргалку» для родителей. Весь секрет кубиков в динамическом соединении. Поворачивая их, ребёнок сам создаёт новые слова. Играя, запоминает буквы в слогах. В дополнение к кубикам есть возможность в «Книжке-шпаргалке» самому ребёнку нарисовать картинки для прочитанных слов.

  • Методика Елены Бахтиной строится от живых букв методом их сложения.

Методика_обучения_чтению_Елены_Бахтиной.jpg

По образованию учёный-физик, руководитель «Школы-гениев». Своей методикой она доказала, что ребёнку нужно только помочь составить неповторимый образ каждой буквы, научить играть с ними. Автор гарантирует родителям даже 2-хлетних детей результат уже через неделю, а освоение навыка чтения за 3-4 месяца. Так вначале изучаются силуэты букв, затем эти образы связываются с нужным звуком:

Ч – похожа на чашку.

П – обута в ботинки и к ней добавляем стишок: «Папа Пришёл и Подарки Принёс!» Вот так!

Дальше соединяются слоги и повторяются 70 раз в день «Н» и « А» – вместе «НА».

Этот список новых методик можно ежегодно дополнять и продолжать.

Вы тоже можете придумать свою методику! Для успешной работы не забывайте, что любые серьёзные проблемы с чтением всегда помогут решить различные игры для обучения чтению.

 

Оцените материал
(2 голосов)

Оставить комментарий