Прочитав эту статью, Вы узнаете какие внутренние процессы развития происходят у Вашего ребенка в период от 4 до 5 лет, получите ответы на все свои вопросы по развитию организма малыша и полный перечень навыков, которыми должен обладать ребенок к 5 годам, познакомитесь с рекомендациями специалистов по каждой линии развития
Содержание

Психологические особенности ребенка от 4 до 5 лет

Вот и пролетел 4 день рождения у Вашего малыша. Он стал не только подвижным, разговорчивым и ловким, но и продолжает учиться быть умным, быстрым и сильным.И теперь он уже не малыш, а дошкольник. Специалисты называют этот возраст – средний дошкольный.

развитие_ребенка_от_4_до_5_лет_-_возраст.png
Чтобы понять как развиваются все внутренние системы у Вашего ребенка необходимо начале знать ответы по анатомо-физиологическим особенностям ребенка от 4 до 5 лет:
1. Как развивается мозг у ребенка в пятый год жизни?
- Специалисты установили, что он уже имеет объем как у взрослого человека. Но еще не все нейронные связи полностью сформированы и оба полушария пока развиты одинаково
2. Как развивается скелет?
- При неравномерном, но быстром росте мышечной массы наблюдается повышенная гибкость всего тела, так как не завершилось окостенение скелета
Помните!
В возрасте от 4 до 5 лет специалисты рекомендуют не давать ребенку силовых нагрузок
3. Как развивается зрение?
-В строении глаз хрусталики приобретают постепенно плоскую форму, что ведет к развитию дальнозоркости у ребенка
4. Как развивается дыхательная система?
- Объем легких тоже увеличивается и постепенно брюшной тип дыхания у ребенка переходит на грудной
Помните!
В возрасте от 4 до 5 лет у ребенка возникает резкая потребность в кислороде
5. Как развивается слух?
- Наблюдается не только повышенная чувствительность к резким звукам, но и к сильному шуму
Конечно, Вы уже не раз слышали, что определяя нормы роста и веса ребенка важно учесть его индивидуальную особенность и генетическую наследственность.
Однако средние показатели, которые определили специалисты по росту и весу для ребенка среднего дошкольного возраста необходимо все же учитывать

развитие_ребенка_от_4_до_5_лет-_1.png

Вот теперь, зная анатомо-физиологические особенности ребенка на пятом году жизни давайте узнаем, какие достижения в психологическом развитии заметили специалисты
1. Вот какие достижения по восприятию уже сформировались:
- называет геометрическую форму, на которую похож предложенный ему предмет
-вычленяет из сложного объекта простую форму
-воссоздает сложный объект из простых форм
- группирует предметы по заданной величине и определенному цвету
- показывает высоту, длину и ширину у прямоугольных предметов
- учится ориентироваться в пространстве
2. В развитии памяти возникает произвольное запоминание. Ребенок уже может запомнить задание или поручение заданное ему взрослым человеком. Легко запоминает небольшое стихотворение. Специалисты так же заметили, что в возрасте от 4 до 5 лет ребенок способен запоминать до 5 до 8 названий новых предметов.
3. Появляется образное мышление. Дошкольник может использовать схематическое изображение в решении простой задачи.
4. Воображение не только продолжает развиваться, но и становится оригинальным и произвольным. Ребенок в этом возрасте может сам придумать свою сказку на предложенную тематику.
5. Внимание становится устойчивым и ребенок уже может сосредоточено работать 15-20 минут
Помните!
Не смотря на все эти достижения ребенок в 4 года все еще остается эмоционально нестабильным. Он легко отвлекается и еще может забывать.
Все это происходит из-за новых чувств – стыда, обиды, разочарования. К ним стоит добавить зачатки эмпатии. Возможно, Вы замечали уже как Ваш ребенок считывает по внешним признакам Ваше настроение. При этом он способен уже проявить сопереживание или разделить с Вами радость.
ИТОГ:
Учитывая физиологию ребенка, Вам важно отнестись с вниманием к осанке дошкольника в этот период и стараться не забывать чередовать дозированные нагрузки с отдыхом

Режим дня и рацион питания пятилетнего ребенка

Бесспорно, правильное чередование нагрузки и отдыха может обеспечить только режим дня. Возможно, у Вас уже есть свой режим, но с 4 летнего возраста доктор Комаровский рекомендует родителям внести в него маленькие поправки

развитие_ребенка_от_4_до_5_лет-_2_режим.png

Возможно, Вам интересно, а сколько время можно отводить на занятия с ребенком в 4 года?
- Время на занятия остается такое же как и раньше – 1-2 индивидуальных занятия по 15-20 минут.
Как Вы, возможно, заметили кормление и прием пищи доктор Комаровский ставит на первое место в планировании режима дня. И это момент действительно – самый важный.
Специалистами разработан примерный перечень набора продуктов для детей. В нем указаны не только граммы по каждому продукту, но и энергетическая ценность суточного набора продуктов тоже. По нему Вы можете проконтролировать полноценность и разнообразие в питании своего ребенка.
При этом учитывайте, что естественно все продукты в один день не могут присутствовать в меню ребенка в 4 года. Поэтому некоторые продукты можно суммировать за несколько дней и давать ребенку это количество 2-3 раза в неделю.

нормы_полноценного_питание_ребенка_от_4_до_6_лет.png

По нормам порции специалисты рекомендуют ребенку до 5 лет сохранять прежние объёмы, но при их оформлении проявлять больше фантазии, подключая к процессу оформления самого ребенка

развитие_ребенка_от_4_до_5_лет-_4.png

ИТОГ:

Режим дня и полноценное питание всегда должны быть у Вас на постоянном контроле для того, чтобы Ваш ребенок рос здоровым

Возрастные достижения ребенка от 4 до 5 лет по линиям развития

Если Вы посмотрите на своего ребенка сейчас со стороны и сравните его с тем малышом, которым он был год назад, то сразу заметите разительные отличия:
- более совершенными стали его физические навыки
- он уже полностью восстановился после кризиса 3 лет
- заметны его достижения в психоэмоциональном и творческом плане
- он становится заметно мудрее
- заметны так же его аналитические способности.

развитие_ребенка_от4_до_5_лет_-6.png

А самое важное, в том, что только на этом перечень достижений в развитии не остановился.Давайте рассмотрим каждую линию развития по отдельности
Физическое развитие ребенка среднего дошкольного возраста
По уровню развития двигательных навыков стоит сразу заметить, что ребенок уже более ловкий и лучше умеет координировать свои движения. Это заметно по таким упражнениям:
- на удержание равновесия при ходьбе по доске и бревну
- перешагивание через различные преграды
- усложненные игры с мячом
- прыжки на одной ноге
- уверенное пользование всеми средствами гигиены
- за столом демонстрирует свои умения аккуратно кушать
- самостоятельно может справляться со шнурками: зашнуровывать, завязывать и развязывать
- застегивает на своей одежде липучки, молнии, пуговицы и кнопки
- знает где правый ботинок, а где левый
-рисует карандашами и лепит пластилином

развитие_ребенка_от4_до_5_лет_-7.png

ИТОГ:
Анализируя все достижения по физическому развитию дошкольника во всем заметна скоординированность его движений, их быстрота и ловкость, а сам ребенок старается находится постоянно в движении. Так будет только до 4,5 лет. Не забывайте!
Социальное развитие ребенка от 4 до 5 лет
Основой социального развития являются речевые навыки ребенка.
Специалисты отмечают, что в своей речи на пятом году жизни дошкольник уже произносит все звуки родного языка. Стоит так же отметить, что в этом возрасте происходит развитие дикции и умения имитировать голоса хорошо знакомых животных. В различных игровых ситуациях можно так же заметить, как ребенок с помощью интонации учится выделять речь отдельного персонажа. Нравится ему любое словотворчество и различные рифмы.

развитие_ребенка_от4_до_5_лет_-8.png

Учитывая все эти новые навыки и умения ребенка в общении со взрослыми у него возникает познавательная мотивация. Ему становится интересным разобраться в сложной и непонятной информации, полученной от взрослого. Так же начинает формироваться необходимость в похвале и уважении со стороны взрослых.
Помните!
В возрасте от 4 до 5 лет Ваша похвала и уважение крайне необходима ребенку. Причиной тому его повышенная обидчивость, которую специалисты относят к возрастному феномену
В общении со сверстниками Вы можете заметить, что Ваш ребенок стал проявлять избирательность при выборе товарища по игре. В самом кругу сверстников при их общении становится заметна конкуренция и соревнование. Так начинает выделяется лидер. Будьте к этому готовы!
Возможно, Вам понравятся эти рекомендации специалиста

ИТОГ:
Именно конкурентность и соревновательность при общении со сверстниками важны сейчас для ребенка. Благодаря такому стилю общения происходит становление и развитие индивидуального образа "Я" и его дальнейшее детализирование

Познавательное развитие ребенка от 4 до 5 лет
Перед тем, как разбираться, что должно быть известно ребенку до 5 лет, давайте рассмотрим в целом все познавательное развитие ребенка от 4 до 5 лет по сензитивным периодам:

  1. Процесс развития речи и изучения иностранных языков продолжает развиваться и усовершенствоваться
  2. Сенсорное развитие к 5 годам заканчивается
  3. До 4,5 лет продолжается развитие двигательных навыков, а затем оно приостанавливается
  4. Продолжается социальное воспитание и музыкальное развитие ребенка
  5. Начинается формирование различных математических понятий и пространственных отношений

Из всего вышесказанного можно сделать вывод:
У ребенка от 4 до 5 лет ежедневно поднимается интеллектуальный уровень и активно расширяются логико-математические навыки
Помните!
В природе все взаимосвязано. Так благодаря возрастной любознательности и желанию показаться взрослее, у ребенка до 5 лет происходит совершенствование внутренних процессов в головном мозге. А это ведет к росту объема памяти и улучшению сконцентрированности внимания
Для успешного проведения занятий с ребенком Вам всегда необходимо учитывать, что его мышление пока еще наглядно-образное. Сейчас ему облегчат усвоение нового различные наглядные материалы и практическая деятельность. Только после 5 лет мышление дошкольника станет словесно-логичным и будет строиться на логических рассуждениях. Поэтому этот период от 4 до 5 лет можно назвать переходным от одного вида мышления к другому.

мышление_у_ребенка_от3_до_7_лет.png

Помните!
Фундаментом успеха в дальнейшем обучении является именно та база знаний, которая закладывается до 5 лет
Итак, что же входит в понятие фундамента для будущего успешного обучения:
- ориентирование на плоскости и умение назвать расположение заданного предмета
- знание главных герметичных фигур
- счет до 9 и обратно
- умение сопоставить цифру с количеством предметов
- умение расставить в прямом и обратном порядке цифры от 1 до 5
- умение сравнить два предмета, найти пару или лишний предмет в предложенной цепочке
- навык складывания картинки из шести частей
- навык построения по образцу сложной конструкции
-умение соединять две буквы в слог

-умение объяснить свои действия и решения
Как Вы заметили Все почти эти умения относятся к логико-математическому направлению.
Возможно, Вам понравятся эти рекомендации специалиста

В своих познаниях окружающего мира ребенок до 5 лет уже может называть:
- свои данные (возраст, имя, фамилию и отчество)
- свой домашний адрес
-части тела у человека
- части тела у всех животных
- каждое время года и его особенность
- время суток
- различать и обобщать различные картинки в группы и выделять лишнюю картинку среди определенной группы
- различать продукты и блюда из них
Всему этому Вы можете научить своего ребенка во время прогулок и в игре. Еще для расширения познания ребенка нельзя забывать и роль сказок.
Помните!

Они помогают не только развитию воображения ребенка, но и дают ему возможность найти импонирующий ему образ.
Возможно, Вам понравятся эти рекомендации от специалиста

ИТОГ:
Используйте по максимуму этот период в развитии для своего ребенка. Будьте готовы всегда находить ответы на все поставленные вопросы. Поддерживайте детское любопытство. Если Вы заметили пропуски в знаниях у своего ребенка уделите им особое внимание и выровняйте положение. Создайте для своего ребенка активную речевую среду – постоянно проговаривайте все свои действия, свои эмоции и планы на будущее. Не забывайте постоянно искренне хвалить своего дошкольника за самые маленькие достижения
Эстетическое развитие ребенка от 4 до 5 лет
Как Вы заметили эстетическое развитие происходит вместе с развитием мелкой моторики руки и на пятом году жизни они продолжают активно совершенствоваться.
Это можно заметить по умениям ребенка:
-нанизывать бусы
- проводить безотрывно прямые линии и рисовать круги
-штриховать прямыми линиями рисунки , не нарушая границ
- раскрашивать картинки, не выходя за их контур
- обводить предметы по контуру
Основываясь на все эти умения у ребенка сейчас происходит активное развитие изобразительной деятельности. Возможно, Вы уже заметили, что каждый рисунок постепенно становится более предметным и детализированным. Образ человека ребенок уже передает изображая все части тела и элементы лица. Бывает на рисунке уже можно увидеть и некоторые детали из одежды.

развитие_ребенка_от4_до_5_лет_-9.png

ИТОГ:
В изобразительной деятельности Ваш ребенок постоянно может совершенствовать свою технику, рисуя каждую геометрическую фигуру, вырезая их ножницами и наклеивая. Ему по прежнему нравится лепить и строить. Но теперь его постройки могут состоять из 6 деталей и создаваться по собственному замыслу с анализом последовательности выполнения задуманного. Вам нужно только обеспечить его всем необходимым для творчества.

Полный перечень игр с ребенком от 4 до 5 лет

Не смотря на такой сложный и многосторонний объём знаний ребенок в возрасте от 4 до 5 лет все равно любит играть. Игровая деятельность для него остается главной и Вам необходимо это всегда учитывать.
Помните!
Любая игра помогает развивать у ребенка ассоциативное мышление и развивает его словарный запас
Возможно, Вы уже замечали, как Ваш ребенок, играя, начинает комментировать свои действия или напевает свои песенки. Этот процесс специалисты называет сменой диалогической речи на монологическую.
А во время игры со сверстниками между ними уже можно заметить ролевое взаимодействие. Причем сами роли часто меняются, а все игровые действия начинают подчиняться смыслу игры, а не выполнению определенных игровых действий. Ребенок уже демонстрирует свое умение отделять себя от игровой роли, а игровые взаимодействия от реальных. В своих играх дети рассказывают о своих впечатлениях пережитых за день событий и дают им первый анализ.

развитие_ребенка_от4_до_5_лет_-11.png

Ваш ребенок может попросить Вас поиграть с ним в игру:
- с природными объектами
- с животными и людьми
- сюжетно-ролевую с общением
- с экспериментами
- театрализованную самодеятельную
- компьютерную
Вы можете предложить ему поиграть в такие игры:
- дидактические
-сюжетно-дидактические
-подвижные
- музыкальные
-учебные компьютерные
-интеллектуальные
- театральные
- игры-забавы
-семейные
-сезонные
-тихие
ИТОГ:
Любой вид игры можно провести с конкретной целью чему-то научить ребенка. Для этого можно использовать уже известные варианты игр, а можно придумать свои. Включай свою фантазию и у Вас все получится!

Важные моменты в развитии ребенка от 4 до 5 лет

По сравнению с периодом развития от 2 до 4 лет сейчас во взаимоотношениях с ребенком у Вас все более спокойно. Ваш дошкольник заметно повзрослел, стал более спокойным, собранным и послушным. Однако, есть несколько моментов о которых Вы должны знать:
1. Его стремление к самостоятельности остается только внешним и он по прежнему сильно привязан к своей любимой маме. Вот только сейчас в нем понятие «любимой» становится более глубоким. В нем вмещаются не только обычные чувства к близкому, а и появляется привязанность.
Помните!
Именно такую любовь во взаимоотношениях с ребенком необходимо сохранить

развитие_ребенка_от4_до_5_лет_-12.png
2. В требованиях к речи ребенка до 5 лет допускаются некоторые нарушения звукопроизношения, а так же из озвончение или смягчения. О задержке речевого развития можно говорить только тогда, когда ребенок замкнут и не хочет ни с кем общаться потому, что его не понимают
3. О нарушении в развитии также можно говорить, когда:
- игры ребенка отличаются от игр его сверстников
- ему трудно объяснить, что не так
- во время общения с Вами он не может дать ответ на простой вопрос
- не может самостоятельно кушать и одеваться- не может срисовать человечка
- все его движения выглядят неуклюжими
- не может 5 раз подпрыгнуть на одной ноге
- играя с мячом, не может повторить действия своих сверстников
Если Вы заметили у своего ребенка эти моменты обратитесь к специалистам
ИТОГ:
Вот только никогда не забывайте, что в возрасте от 4 до 5 лет Ваш ребенок запоминает все Ваши действия и копирует их. А в его памяти могут навсегда остаться Ваши обидные слова в его адрес. От Вас сейчас требуется умение быстро и правильно реагировать на возникающие проблемы и не дать возможность вредным привычкам закрепиться в характере Вашего ребенка.

Оцените материал
(1 Голосовать)

Оставить комментарий