Прочитав эту статью, Вы научитесь разделять обиду и обидчивость, узнаете откуда они возникают, найдете полезную информацию о том, как научить ребенка защищаться от обидчиков
Содержание:

В чем различие между обидой и обидчивостью

Чтобы разобраться в том, что такое «ОБИДА», а что такое «ОБИДЧИВОСТЬ» стоит сразу разделить эти понятия:

  1. Само чувство детской обиды знакомо, пожалуй, каждому человеку именно с детства, но оно не относится к опасным эмоциям. Специалисты относят ее к переходящему коммуникативному состоянию, которое временно нарушает процесс общения. Однако при этом обязательно сохраняется возможность дальнейшего общения.
  2. Эмоция обидчивости намного опаснее обиды. Она связана с частой демонстрацией ребенком своей привычной реакции. При этом такие помехи в общении постепенно закрепляются за малышом и могут быть использованы для манипуляций с его больной точкой. В такой ситуации ребенок с низким «порогом обидчивости» мгновенно интерпретирует всю ситуацию против себя. Постепенно такое общение становится привычным. В дальнейшем даже если такого ребенка никто не обижает, он постоянно всячески показывает свою слишком сильную, неоправданную и порой неадекватную реакцию, которая говорит о его готовности обидеться.

детская_обида_2.png

Чаще всего причиной детской обиды может стать:

  • Отсутствие приглашения от других детей поиграть вместе или поддержки какого-то личного предложения
  • Неожиданное исключение из игры в которой уже играл
  • Обзывание или передразнивание
  • Не выполненное обещание дать поиграть обещанной игрушкой.

ВИДЫ_ОБИД.png

Причины детской обидчивости сильно отличаются от приведённых выше. Это может быть:

  • Чей-то успех
  • Чья-то похвала
  • Чья-то победа.

Для обидчивого ребенка любой успех другого малыша переживается им и демонстрируется как обида из-за того, что воспринимается ним как личное унижение. Такие проявления исследованы профессором Е.О. Смирновой, которая установила, что именно из-за возникшего чувства унижения и игнорирования себя у ребенка развивается обидчивость.

Откуда возникает детская обида и обидчивость. Их проявления

У маленького ребенка обида проявляется в виде его вырывания из рук взрослого с криком и плачем, отказа слушать как его успокаивают и желанием куда-то убежать. Это крайние формы эмоционального проявления детской обиды являются самыми тяжелыми в раннем детстве.

детская_обида5.png

ПОМНИТЕ!
Эмоциональная реакция обиды у ребенка дошкольника обычно возникает в момент:
- несправедливого отношения к нему
- сильного переживания, которое завязано на игнорировании или отвержении
Внешне такая детская обида может проявляться по-разному:
- надутыми губками с демонстративным уходом
- громким криком с оскорблениями адрес обидчика
- дракой со слезами на глазах.
Проявление обидчивости происходит постепенно и ярко становится заметным у ребенка к 6 годам в моменты его рассуждений о себе. При этом доминирование обидчивости в его словах имеют депрессивные оттенки во всех событиях вокруг него. Вот только уже на простые уговоры взрослого такой дошкольник уже никак не реагирует. Родителям важно не упустить этот момент.

детская_обида_4.png

Помните!
Особо опасными являются проявления агрессии в состоянии обидчивости, когда даже при малейшей обиде ребенок пытается отомстить. Так зарождаются страшные эмоции: подозрительность и мстительность, для проявления которых в дальнейшем может вообще не потребоваться никакой повод.
Справедливости ради, стоит сказать, что внешняя демонстрация обидчивости далеко не всегда взаимосвязана с агрессией, а чаще с демонстрацией. Таким способом ребенок по-своему пытается добиться своего через манипуляцию, так как обидчивость всегда приводит к манипуляции.

Как помочь ребенку бороться с обидой и обидчивостью

Для определения обидчивости у ребенка старше 6 лет Вам можно пройти несложный тест, проанализировав десять различных ситуаций.

детская_обида6.png

Ваш положительный ответ необходимо отметить «+», а отрицательный «-». В сложных случаях необходимо все же выбрать каких моментов было больше и поставить только один знак.

  1. Вы достаточно часто замечаете, как Ваш ребенок требует похвалы и демонстрирует сильную зависимость в позитивной оценке своих действий
  2. Когда Вы просите его рассказать о своих друзьях, то он часто старается выставить себя героем, рассказывая не о своих отличиях от друзей, а про то, что они делают для него
  3. Вам приходилось не раз замечать (или Вам говорили другие взрослые), что Ваш ребенок часто становится сам инициатором ситуаций, которые в результате дают ему возможность продемонстрировать себя в роли «несчастного» и обиженного
  4. Ваш ребенок часто заявляет, что окружающие стараются его недооценивать и «специально» обижают
  5. Успехи других детей он воспринимает как личную обиду
  6. При похвале или восхищении другим ребенком в его присутствии он может расстроиться до слез и даже бросить свою работу
  7. Любая критика в его адрес воспринимается им в штыки
  8. Каждую обиду держит в памяти достаточно долго, а при ее воспоминании даже через несколько месяцев или лет, демонстрирует новые переживания
  9. Свою обиду сразу выставляет на показ, демонстрируя ее всем видом
  10. Все чаще Вы чувствуете, что ребенок старается использовать свою обиду в корысных для себя целях

В итоге:
- если больше минусов – обратите свое внимание на ситуации с плюсами и поработайте над ними.
- если у Вас больше набралось плюсов, тогда на лицо проблема с детской обидчивостью и пора срочно менять эту ситуацию.

детская_обида7.png

Теперь, когда Вами установлена повышенная детская обидчивость у своего ребенка давайте разберемся, как ему помочь побороть свою обиду на конкретных примерах:

1. Научите отказывается от обобщений

Обычно обидчивый ребенок повторяет: «Меня все обижают». Так он генерализует (обобщает) возникшую вокруг него ситуацию.
Ваши действия:
Каждое его обобщение постарайтесь разбить до такой части пока оно не станет конкретным.
Например: В данной ситуации уточняйте, перечисляя имена всех друзей и знакомых ребенка и называя вначале тех детей, которые точно НЕ обижают. Так обобщающее слово «ВСЕ» потеряет свою блокирующую возможность к дальнейшим действиям. Затем вместе решите, что можно сделать с конкретным обидчиком и как исправить ситуацию мирным путем.

2. Покажите пользу от прямого обращения

Кстати, это самый действенный способ выйти из любой неприятной ситуации, когда кто-то пытается обидеть словами Вашего ребенка и не только словами.
Ваши действия:
В ответ на обидные слова или действия научите ребенка прямо выражать свои чувства, а затем выдержать паузу и посмотреть на реакцию обидчика.
Например: Его толкнули, а он должен сказать: « Мне неприятно, когда ты так делаешь. Пожалуйста, не нужно толкаться». Как правило, обидчик остановится, а Ваш ребенок выйдет из ситуации без обиды и сможет отстоять себя.

3. Посоветуйте включить полное игнорирование обидчика

В ситуации, когда прямое обращение к обидчику не дало результата и он продолжает свою игру, возникает необходимость изменить тактику и действовать по-другому. Вот только этому научиться достаточно сложно, так как все действия обидчика рассчитаны на импульсивность, эмоциональность и несдержанность «противника». Поэтому такому приему легко можно обучить более взрослого ребенка - школьника
Ваши действия
Предложите ребенку переключить свой мозг:
-включить в своей голове мысленно на всю громкость самую любимую песню, чтобы не слышать издевательств
- вообразить, что рядом никого нет.
Вот только в последнем случае не стоит предлагать ребенку перенести себя подальше от обидчика – это будет похоже на предложение избавиться от обидчика бегством.

4. Учите отговоркам

Правда, такой способ вначале вполне оправдан для дошкольника и младшего школьника, а в дальнейшем нуждается в в более «отточенном», саркастическом варианте.
Ваши действия
Выучите с ребенком несколько отговорок напамять
В ситуациях, когда обидчик применяет прямые обязательства научите тоже отвечать отговоркой. Например. Когда обзывают «Неумехой», нужно отвечать так: «Здравствуй ты, Неумеха. Будем знакомы. Меня - Антон зовут».

фразы_отговорки.png

5. Подготовьте ребенка к «Трехшаговому методу»

Он будет необходим в ситуации, когда обида соединяется с агрессивными действиями и возникает потребность задержки физической реакции. В жизни так бывает, в ситуациях когда кто-то, по мнению самого ребенка, старается вначале спровоцировать его на агрессию с помощью слов или действий. С помощью этого метода Ваш ребенок научится сдерживать себя, сохраняя относительное спокойствие.
Вот эти три шага:
Первый - Твердым, отрепетированным дома голосом, произнести: «Мне неприятно слышать то, что ты говоришь»
Второй – Когда конфликтная ситуация с мальчиком продолжает накаляться небходимо твердо произнести вторую фразу: «Мне это неприятно. Если ты не остановишься сам, я тебя ударю»
Третий – Вот только теперь можно смело ударить обидчика, так как он не понял, что ему уже было серьезное предупреждение.

6. Покажите ребенку, что все дети вокруг него тоже чем-то интересны

Зная, что для обидчивого ребенка свойственна излишняя сконцентрированость на себе и это ему очень сильно мешает, постарайтесь развить в нем настоящую заинтересованность в других детях.
В этом Вам может помочь воспитатель или учитель с которыми общается Ваш ребенок. Попросите его задать на дом упражнение в котором необходимо будет описать другого ребенка не называя его – описав все его особенности.
Вам останется только поддерживать эту наблюдательность и развивать способность своего ребенка перестраивая его на налаживание дружеских отношений с детьми.
ПОМНИТЕ!
Детская обидчивость пройдет сама только тогда, когда Ваш ребенок сможет увидеть личность в другом ребенке

7. Учите ребенка справедливо оценивать свои поступки

Этот прием подходит уже для младшего школьника.
Как уже говорилось выше, для обидчивого ребенка самым важным является чужое мнение о нем и его достижениях. Он хочет гордиться собой – научите его этому, создав внутреннюю опору в нем.
Например: Подводя итоги выполненного домашнего задания, попросите его самого выделить лучшие и худшие места при списывании.
Для более взрослого ребенка ежедневно старайтесь использовать описательную похвалу в оценке его любых поступков. Старайтесь чаще произносить не «Я тобой горжусь – Ты молодец!», а «Ты можешь собою гордиться!»
Так постепенно Вы сможете переключить ребенка от чужой зависимости и создадите в нем собственную внутреннюю опору.

8. Попробуйте предложить ему найти другие способы выражения вместе

С этим методом можно познакомить ребенка в любом возрасте «обидчивости» и любой демонстрации обиды.
Ваши действия:
Обговорите с ребенком сложившуюся ситуацию и составьте список всевозможных вариантов реагирования в конкретной ситуации. Вот только старайтесь больше слушать его предложения и записывать их без критики и только в конце предложите несколько своих. Затем обсудите каждый вариант по отдельности и поинтересуйтесь, какой из них больше понравился Вашему ребенку. А дальше – разыграйте саму ситуацию с помощью игрушек или в роли актеров театра.
Такая тренировка в безопасной обстановке обязательно поможет ему в будущем!

 

Оцените материал
(1 Голосовать)

Оставить комментарий