Прочитав эту статью Вы узнаете как помочь ребенку от 5 до 9 лет преодолеть трудности в обучении чтению, познакомитесь с лучшими наработками специалистов и сможете легко самостоятельно организовать обучение правильному и быстрому чтению для своего ребенка без лишних подсказок
Содержание

Чем могут быть вызваны возможные трудности с чтением у ребёнка

Каждый взрослый человек может вспомнить свою историю о том, как его научили читать. Кому-то это объяснили доступно и понятно, затем читать стало интересно самому.
А кому-то не повезло с учителем и он вспомнит свои мучения. Кого-то учила мама, кого-то бабушка, а кто-то узнал первые буквы в детском саду или даже в школе.
Наше детство осталось уже в воспоминаниях.Теперь у Вас на глазах незаметно подрос Ваш малыш и вот он уже сам учится читать. Потому что в школе без чтения невозможно научиться ничему.

школа_учебники_ребенок.jpg

Всем известо, что чтение не только развивает речь, но и способствует дальнейшему успешному обучению, НО всё чаще и чаще родители и учителя замечают, что современный ребёнок не любит и не умеет читать.
Помните!
Проблема быстрого чтения растет вместе с ребенком и если Вы не вмешаетесь в ситуацию, сам ребенок не сможет с ней справиться
Проблема прячется в технике чтения. Бывает так, что даже когда Вы заставляете своего школьника сидеть над книгой каждый день и он очень старается, но в результате быстро читать у него всё равно не получается.

ученик.jpg

Остановитесь! Проанализируйте в каком месте возникают трудности и разберите их на мелкие части. А потом потихоньку вместе с ребенком двигайтесь вперед.
Учеными доказано, что на процесс обучения ребенка чтению влияют несколько факторов:

  1. Внешние – экология, стресс, неадекватные требования со стороны взрослых
  2. Смешанные – болезненность самого ребенка, леворукость, медлительность, гиперактивность
  3. Внутренние – генетика, нарушения нейро-сенсорного развития

Эти факторы могут проявляться по отдельности, а могут воздействовать на ребенка в комплексе.
Помните!
Чтобы научить ребенка читать обязательно необходимо учитывать влияние каждого фактора
Возможно, для успешной работы с ребенком по обучению чтению Вам понравятся эти советы:
1. Ваши занятия должны быть ежедневными.
2. С дошкольником по 10 минут. Если занимаетесь с учеником, делайте обязательно перерывы каждые 15 минут
3. С уставшим малышом – нельзя проводить никакие занятия!
4. Медлительного - нельзя подгонять и ограничивать во времени потому, что ему трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
5. При общении с гиперактивным - всегда все задания объясняйте неторопливо и чётко, только когда видите, что ребенок готов Вас выслушать – «глаза – в глаза». Не допускайте грубости в общении с ним! На каждом этапе работы постоянно поддерживайте его.

tgdrrre.jpg


Помните!
Психологами установлено, что во время чтения ребёнок должен объединить три составляющие в единое целое: увидеть букву-слог-слово, проанализировать их и автоматизировать слияние слогов в слова, а слов в предложения
Разберем теперь каждую составляющую навыка чтения.
1. Увидеть. Ученые называют этот процесс – Аналитический
Перед ребенком стоит трехуровневая задача:
На начальном уровне - узнать букву
На среднем уровне - запомнить и уметь соединить ее с другими буквами, узнать слог
На высоком уровне - соединить слово
2. Проанализировать. Научное определение – Синтетический
В него входит два процесса –воспринять информацию и осознать ее целостность.
Понять, что Ваш ребенок прошел этот этап Вы можете когда при чтении слов ребенок будет ставить правильные ударения, а при чтении предложений – использовать интонацию.
3. Автоматизировать.
Показателем высшего уровня является осознание ребенком прочитанного.
Помните!
Четкой границы между этими составляющими нет. На переходном этапе ребенок может простое задание выполнять быстро, а задание посложнее – медленее.

1501642816.jpg

Специалистами доказано, что именно от скорости соединения технических навыков с самим процессом понимания слов зависит совершенная техника чтения.
Помните!
Низкая техника чтения ведёт у быстрой утомляемости и снижает интерес к чтению.
Почему с этим не справляется школа?
Возможно, Вам будет интересно узнать, что на уроках в школе каждый учитель старается выработать смысловое чтение. Оно необходимо для дальнейшего успешного обучения учеников по всем предметам. Эта задача решается ежедневно, но при этом нарушаются естественные психологические процессы автоматизации технических навыков чтения.
Вот так составлены современные учебники и поэтому именно родители могут помочь своему школьнику выработать совершенную технику чтения.
Итог:
Ваша поддержка и активное участие ребенку не просто ОЧЕНЬ нужны, а КРАЙНЕ НЕОБХОДИМЫ если:
- он неправильно читает слова, пропускает, переставляет или заменяет буквы и слоги
- медленно читает
- не понимает смысл прочитанного слова, предложения, текста
- игнорирует знаки препинания, смысловые паузы
- не любит читать

Система индивидуальных практических упражнений для преодоления задержек при обучении чтению

Все упражнения проводятся на каждом занятии в комплексе. В зависимости от того, на каком уровне развит навык чтения у Вашего ребенка, выбирайте какие ему нужны упражнения из каждой группы в соответствии с ним.
1. Для формирования сознательности чтения

на начальном уровне – логические задания с буквами

обучение_чтению_логические_упражнения.png
среднем - составление слов

обучение_чтению_логические_упражнения_ср_ур.png
высоком – работа с текстом 

высокий_уровень_-_работа_с_текстом.png
2. Для формирования правильности чтения
на начальном уровне –упражнения направленные на формирования памяти и внимания

низкий_уровень_-_работа_с_памятью.png
среднем – упражнения со словами

средний_уровень_-_работа_с_памятью.png
высоком – упражнения со словарным блоком

высокий_уровень_-_работа_с_памятью.png
3. Для формирования беглости чтения
на начальном уровне – упражнения для расширения поля зрения

Безымянный.png

для_расширение_зрения.png

для всех – упражнения для активизации органов речи

_упражнения_для_активизации_органов_речи.png

4. Для формирования выразительного чтения
для всех уровней – чтение в лицах и по ролям

_упражнения_для_выразительного_чтения.png

Обратите Ваше внимание на то, что скорость чтения должна развиваться одновременно вместе с сознательностью, правильностью и выразительностью.
Правильное чтение и осмысление прочитанного непременно приведут к повышению скорости восприятия текста ребенком.
Итог!
Не торопите ребенка – уважайте его индивидуальность! Переходите на следующий уровень только когда все упражнения будут выполнятся легко.

Ответы на часто возникающие вопросы

Доказано, что сам процесс обучения чтению это очень серьёзная и ответственная работа, которая требует терпения и систематичности, как от взрослого, так и от ребёнка.  Современная школьная программа обозначила высокие требования и тут всё зависит от того, сколько слов в минуту должен прочитать ученик. И поэтому каждый учитель рад уже умеющему читать ученику. И каждый родитель спокоен, когда его ребёнок прошёл полную подготовку к школе.

1_maljchik_sredi_knig.jpg

Для обучения чтению разработаны огромное количество различных методики обучения чтению. Однако и сами родители тоже могут самостоятельно научить своего ребёнка читать. Здесь только очень нужно чётко знать правильные ответы на несколько вопросов:

Когда можно начинать учить ребёнка читать?

Чем раньше, тем лучше. И как только Ваш малыш научится чисто выговаривать все звуки, можно смело начинать знакомить с буквами, используя различные методики и изучив нужную литературу.

2_malysh_so_slovo_mama.jpg

Как знакомить ребёнка с буквами?

Обязательно только в игре – разучивать стихи, песенки про буквы, используя всевозможные дидактические материалы (картинки, игры) и весь окружающий мир.

3mama_pokazyvaet_aa.jpg

Как правильно научить ребёнка читать?

Эта работа проводится в несколько этапов:

І этап. Начинать нужно от самих лёгких звуков [А],[О],[У],[И],[Э],[Ы] – это гласные звуки. С ними можно:

  • выучить песенки, стихи;
  • выкладывать силуэт из любых мелких предметов;
  • рисовать саму печатную букву;
  • знать слова, которые начинаются на эту букву.

Такая работа по силам даже трёхлетнему малышу. Для этой работы Вам, возможно, пригодятся уже готовые буквы.

4devochka_v_rozovoy_koftochke_s_mamoy.jpg

 

ІІ этап. Дальше по такой же схеме знакомим малыша с буквами М, Л, Н,С,К,Р, называя их только как слышатся чистые звуки: твёрдые- [М],[Л],[Н],[С],[К],[Р] и мягкие [М'],[Л'],[Н'],[С'],[К'],[Р'] . Это первые согласные звуки, которые легко может запомнить четырёхлетний малыш. В этот период уже можно начинать чтение по слогам.

5_maljchik_chitaet_slogi.jpeg

ІІІ этап. Дополнительно усложняем работу:

  • обозначаем гласные звуки фишкой с [•], а согласные звуки [–] твёрдые, [=] мягкие;
  • учимся выкладывать слова с помощью этих фишек и учим дальше буквы.

Для этой работы уже нужны помощники – игры и книги. Выберите Ваш Букварь! И поиграйте в игры с буквами–онлайн. Эту работу можно проводить с 5 – 6 летним дошкольником.

6_v_sirenevom_mama_s_dochkoy_chitayut.jpg

Дальше, изучая по страничке Букварь, не забывайте повторять уже вы ученые буквы и постоянно поддерживайте интерес и желание у ребёнка учить новые буквы

Как организовать занятие дома?

Каждое занятие по обучению чтению должны длиться не более 15-20 минут и проводиться 2 – 3 раза в неделю с малышом до 4 лет, а если ребёнку больше 4 лет - тогда только можно немного увеличить время занятий: 20-25 минут.

7_domashnie_zanyatiya_po_chteniyu.jpg

Как научить ребёнка читать быстро?

Всё происходит постепенно. После изучения гласных звуков постепенно добавляются знания о согласных и начинаем складывать первые слоги. Затем собираются Таблицы слогов, которые можно и нужно научить читать быстро. Именно чтение по слогам постепенно перед Вашим малышом раскроет тайну чтения слов. А дальше используйте "Тренажёр для чтения". Он поможет  усовершенствовать тенику чтения ребёнка.

8_slogovaya_tablica.jpg

Как научить читать первоклассника?

Для этого необходимо просто ежедневно выполнять с ребёнком домашнее задание и повторять ранее изученные буквы. Учёными доказано пложительное влияние на знания ребёнка  различного повторения изученного материала вечером перед сном и утром перед школой. Здесь можно не только читать таблицы слогов, а и пробывать читать интересные маленькие рассказы. Вначале пусть они будут с словами-картинками, но затем усложняйте задания, увеличивайте колличество слов.

9chitaem_vmeste.jpg

Проявляя терпение и фантазию, Вы обязательно достигните отличных результатов!

Оцените материал
(4 голосов)

Оставить комментарий